21.jpg

Швеция Взгляд со стороны, Шведская модель: мечта.

Долгие годы шведы жили как в коконе: государство брало на себя заботу буквально о каждом. Те времена прошли, и сегодня люди пытаются найти себя в новой жизни.

Раз, хотя бы один только раз все должно было получиться - без грохота больших городов, заброшенных закоулков и пустырей, без нищеты, оскорбляющей глаз и ранящей душу... И ангел истории, летая над планетой, коснулся своим золотым крылом крыш Стокгольма - обители мира, благополучия, счастья и справедливости у берегов Балтийского моря.

Крыши Стокгольма

Чудесные образы толпятся на этих каменистых островах. Бюргерская Швеция XVII века в Старом городе, где купцы возвели дома плети охры, а короли - дворец, перед которым из года в год вышагивают с ружьями и руках голубоглазые, румяные молодцы. Дальше, за мостами, высится над ясными водами проливов XIX век: музеи. Королевский драматический театр, Опера, на сцене которой Тоска поет свою арию, а на авансцене бегут светящиеся буквы шведского перевода: тот, кто не знает итальянского, не должен подвергаться дискриминации. В Национальном музее светятся пейзажи, восседают на тронах монархи, манят изобилием натюрморты - все, что веками собирали (и отбирали) шведские короли, и то, что создали члены Академии изящных искусств и их эстетические оппоненты. А перед Северным музеем стоит на постаменте красный «Вольво» - символ шведского индустриализма.

Ближе к окраинам - ровные линии домов из обтесанного камня, с башенками на медных и шиферных крышах. Аккуратно подстриженные деревья. Собаки на площадках, посыпанных гравием. Дорожки для велосипедистов. Суда у причала. Шорох прибоя. Никаких осложнений. Жизнь, исполненная порядка. Даже в монотонных пригородах, застроенных в шестидесятых годах, - тщательно ухоженные скверы и газоны, местами - крытые пешеходные дорожки.

Стокгольм: город без теней, без ран. Европейская культура в чистом виде. Хотя последние полвека Швеция ориентировалась скорее на Америку, чем на Европу. Раньше тут учили немецкий, но что общего осталось после 1945 года у благополучного, нейтрального Стокгольма с лежащей в руинах Европой? Полтора миллиона шведов эмигрировали в США, а у оставшихся дома рано или поздно появлялся за океаном богатый дядюшка... «Поколение, которое выросло здесь после войны, было, пожалуй, самым счастливым в истории мировой цивилизации», - иронически заметил шведский журналист Арне Рут.

Европа залечивала раны и выплачивала долги, а здесь эмансипировали женщин, заботились о стариках, оберегали права человека и улучшали условия труда, опекали художников - неослабно следя за тем, чтобы у всех были равные шансы чего-то добиться или получить в этой жизни. Беды и напасти были изгнаны или, по крайней мере, удалены из поля зрения общественности. Швеция стала земным раем, эталоном уровня и образа жизни. Соцстраны завидовали отлаженному общественному механизму, капиталистические - прибылям, которые здесь получали. Но из этой благодати, из этого рая шведов изгнали: бюджет страны затрещал, не выдержав роста общественных расходов. Появились пугающие тени инфляции и безработицы. Благоденствие закончилось, шведы жаловались на судьбу и задавались вопросом: что делать? Ответ был найден: рисуйте, пишите, играйте! Чтобы знать, куда идти, а не брести наугад, как в тумане.

Одни поют. Хор - это всегда весело. Страна сходит с ума по любой музыке. В полдень стокгольмцы мчатся на «ланч-концерты». Ни одна отрасль не переживает такого бума, как музыкальная индустрия. Другие научились мастерски балансировал» на канате. Цирк - против безысходности и потерянности! Представления цирка «Сиркёр» вызывают бурный восторг и идут с аншлагами, его директор уверяет: «Для угрюмой Швеции пришло время смеха». Третьи пытаются настроить шведов на размышления. Тематические номера авангардистского журнала «90tal» («Девяностые») — об ипохондрии или о природе, все равно - раскупаются моментально. «Государство отвернулось от людей, и они очень страдают от одиночества», - говорит редактор журнала. Поэтические чтения в ночных клубах, фестивали, симпозиумы... Все объединены в какие-то кружки. Людей в Стокгольме волнует то, что приходит из-за его пределов и одновременно из глубин собственной души. Чувство связи с природой стало важнее любой религии.

Умеренность и консерватизм уступили место авангарду

Волков и медведей из окрестных лесов награждают ласковыми именами, посвящают им газетные статьи. Популярны стихи о викингах, о корнях и листьях, красках неба, шуме ветра... Художникам, рисующим лесные дебри, гарантирована любовь публики. Стокгольмец Ульф Роллоф разъезжает по миру со шведскими елями в кадках. Он расставляет их — создавая затейливые узоры, заставляя с помощью хитроумных механизмов падать на землю и вновь подниматься во весь рост. Ели щекочут пушистыми лапами, оставляют душистую смолу на платье. Люди зачарованно бродят среди них: «Контакт с деревьями. Как в лесу». В этом тайна Стокгольма: город тоскует по лесам, ему хочется опять оказаться в них. Может быть, тогда и вернется рай...

Вопреки расхожим представлениям, лето здесь бывает жарким

Под лучами солнца расцвели маки на Готланде. Такому буйству красок способствуют и уникальные почвы этого острова в Балтийском море: земля перемешана с древними геологическими отложениями - окаменелыми остатками морских моллюсков, живших у этих берегов миллионы лет назад.

В краю Санта Клауса текут своенравные реки со студеной водой

Лапландия, легендарный северный край, принадлежит Норвегии, Финляндии, России (на западе Кольского полуострова) Швеции. Его природа это не только лес и заснеженные равнины. Есть там и реки, и горы - например Кебнекайсе, самая высокая точка Швеции, 2123 метра над уровнем моря.

Лесную зелень можно найти даже поблизости от полярного круга

Леса вблизи Кируны - одного из самых отдаленных городов шведского королевства. Влияние теплого океанического течения Гольфстрим таково, что даже в 120 километрах за полярным кругом любителя природы встречают не мхи и чахлая растительность тундры, а богатые дичью смешанные леса.

Причудливую береговую линию образуют бесчисленные фьорды

В Европе осталось немного уголков такой первозданной природы, как на острове ТОРН. Знаменитая детская писательница Астрид Линдгрен сказала об этой земле: "Земля, в которой светлое и смеющееся, сумрачное и серьезное чудесным образом перемешались друг с другом, как в сказке".