21.jpg

Карлстад

Есть города с лицом, известным всему миру. Они служат туристическими Мекками и многие путешественники бывают там по много раз. Мы узнаём их даже по силуэтам архитектурных достопримечательностей, не говоря уже полноцветных панорамах. Эйфелева башня, Лондонский Тауэр, Колизей. Вид этих сооружений всем знаком и сразу выдаёт месторасположение. Но большинство городов мира не обладают такими узнаваемыми эмблемами. Некоторые по причине своей малой посещаемости, другие по причини банального отсутствия запоминающихся объектов. Но это не мешает каждому городу быть погруженным в собственную атмосферу. И чем древнее город, тем более своеобразный дух он в себе успевает развить. Таков Карлстад. Мало кто видел его кафедральный собор, а кто видел, возможно, не узнает его облик уже через полгода после поездки. Но никто не забудет вкус воздуха, который он здесь вдыхал. Невозможно объяснить, в чём его особенность, но именно за этим ощущением неповторимого, видимо, гонятся все любители путешествий. Посещая классические европейские города, мы насыщаем свою память шаблонами, которых у нас в голове и так больше чем достаточно с самого детства. А вот Карлстад и ему подобные города предстают перед нами в своём настоящем образе, потому что мы совершенно ничего о них не знаем до схода с трапа самолёта.

Расположение

Озеро Венерн занимает центральное положение на территории южной Швеции. Это её своеобразное «средиземное море». Только лишь Ладожское и Онежское озёра превосходят его по площади среди европейских водоёмов. Как и вокруг настоящего Средиземного моря, вокруг Венерна жизнь всегда била ключом, ведь озеро служило источником водных и рыбных ресурсов, а также соединяло разные точки на своих берегах с помощью торговых маршрутов. Ныне Венерн окружен автодорогой, состоящей из участков магистралей E18, E20 и E45. На этом кольце расположилась цепочка городов, в жизни которых озеро играет важнейшую роль. На северном его побережье стоит старинный шведский город Карлстад, названный в честь одного из королей этого государства. Вырос он из поселения, основанного в устье самой длинной водной артерии в Швеции — реки Кларэлвен. Население Карлстада достигает почти 84 тысяч человек, что помещает город в конец второго десятка по этому показателю в стране. Это не мешает ему быть административным центром лена Вермланда, занимающего территории к северу от Венерна у границы с Норвегией. К востоку от Карлстада в 100 километрах находится другой важный город — Эребру, а, преодолев ещё 200, можно добраться и до Стокгольма. В 250 километрах к югу расположен один из крупнейших городов Швеции — Гётеборг. Чуть меньшее расстояние нужно проехать по автодорогам, чтобы попасть в столицу соседнего государства — Осло, этот город находится к западу от Карлстада. К северу никаких крупных населённых пунктов нет, только лишь бесконечные пасторальные просторы с множеством озёр и отрогами Скандинавских гор на горизонте. В пятнадцати километрах от города расположен международный аэропорт Карлстада, куда осуществляются рейсы практически из всех крупных европейских городов. Но, разумеется, добраться в эту часть Швеции можно и любым другим способом, помимо воздушного транспорта. Карлстад связан со всеми важными соседними городами, которые были перечислены выше, прекрасными автомобильными магистралями и железнодорожным сообщением, уровень которого не вызывает никаких нареканий.

История

Как и всё в Скандинавии, история основания Карлстада связана с племенами викингов. Удобное место в устье крупной реки не могло не привлечь внимания охотников и рыболовов. Достоверно неизвестно, когда люди стали здесь жить постоянно, но поселения викингов известны с раннего Средневековья. Городом здешнее поселение стало по велению будущего короля Карла IX, а в ту пору всего лишь герцога. С 5 марта 1584 года началась история города, названного именем своего благодетеля. Одновременно со статусом города Карлстад обрёл и статус центра провинции, хотя и было тогда в нём всего 45 дворов. Герцог Карл избрал поселение местом своей резиденции и построил дворец, получивший имя Kungsgården, что значит «королевское поместье». В XVIII веке на месте разрушенной резиденции был возведён кафедральный собор, ставший одной из главных достопримечательностей города. С Карлстадом связаны некоторые события, сильно повлиявшие на историю шведского государства. Например, в начале марта 1809 года город был взят Георгом Адлерспарре с помощью приданых ему частей западной армии Швеции. После этого была провозглашена революция, и войска из Карлстада начали движение на Стокгольм, чтобы поддержать свержение действующего на тот момент монарха Густава IV Адольфа. Другим важнейшим событием, случившимся в черте города Карлстада, стали переговоры полномочных представителей Швеции и Норвегии о будущем унии между этими государствами. В сентябре 1905 года по итогам соглашений шведское правительство вынуждено было признать независимость Норвегии, которой потребовал норвежский народ на проведённом незадолго до этого референдуме. Страна стала суверенной конституционной монархией и получила своего короля, которым стал датский принц Хокон VII. В истории любого города, если она насчитывает не одну сотню лет, случались чёрные даты, ставившие поселение на грань существования. В прежние времена пожары были страшной угрозой для любого города. Летом 1865 года на Карлстад обрушилась одна из таких страшных трагедий. Менее десятка зданий сумели вырвать из лап огня жители города, в то время, как более двух сотен домов выгорели дотла. Спасение кафедрального собора горожане сочли добрым знаком и отстроили Карлстад по новому плану.

Достопримечательности

Главной архитектурной достопримечательностью города почти 300 лет назад стал Карлстадский кафедральный собор, и с тех пор ни одно новое здание его не превзошло по своей значимости. Он был построен на месте бывшей резиденции герцога Карла, в историческом центре города. По сути, территория эта является островом, образованным озером Венерн и двумя рукавами реки Кларэлвен. И сам собор, и центральная площадь города Stora Torget находятся неподалёку от места разделения единого потока на два рукава. Проект архитектурного сооружения создал и реализовал известный в Швеции архитектор Кристиан Халлер. Строительство было начато в 1723 году, через два года после поражения от Российской империи в Северной войне. Здание было освящено в 1730 году. Как и всякое лютеранское культовое сооружение, Карлстадский кафедральный собор исполнен холодности и строгости. В нем не найти ни оттенка игривости, характерной для католических храмов. Все черты выдержаны в одном стиле и подчинены высшему порядку. Неизменный белый цвет стен и прямые углы. Только лишь верхняя часть пятидесятивосьмиметровой башни вносит хоть какое-то разнообразие в монотонность форм. Тут архитектор позволил себе отступить от светлых тонов и чуть-чуть поэкспериментировать в области геометрии. Получилось всё так же строго, но тёмный верх придал строению подчёркнутую элегантность. Другой достопримечательностью города стал мост, построенный на четверть века позже, чем кафедральный собор. Это сооружение по сей день остаётся самым длинным каменным мостом во всей Скандинавии. В последние годы XVIII века он служил выездом за черту города, а теперь расположен практически в его центре. Сейчас по нему разрешено пешеходное и автобусное движение, которое связывает два района города, расположенных на берегах одного из рукавов Кларэлвена. К достопримечательностям Карлстада можно отнести и ралли Швеции, которое проходит в лене Вермланде. Стартует и финиширует трёхдневный марафон именно в административном центре, а спецучастки маршрута разбросаны по обширной территории. Особенность ралли Швеции в том, что проходит оно в первой половине февраля прямо по снежному покрову. Это кардинальным образом выделяет соревнование на фоне более привычных для гонщиков грунтовых и асфальтовых этапов чемпионата мира. Конечно, специально на такое зрелище выбираются почти исключительно заядлые болельщики раллийного автоспорта, но будет грехом не посетить ралли, если вы случайно окажетесь в Карлстаде именно в этот уик-энд. Хотя бы раз в жизни на такое зрелище стоит посмотреть непосредственно своими глазами, и ради этого можно посетить хозяев снежной гонки безо всякого иного повода.